Визитная карточка. Самореклама
Не бойтесь быть заметным
О визитках можно говорить бесконечно долго: металлические, прозрачные, пластиковые, пробковые, деревянные, резиновые, шоколадные, керамика, ткань, высечка, теснение, выборочный лак, инкрустирование, аппликация, бархат, стразы и т. д., и все это далеко не все пути поиска чего-то необычного, чтобы удивить, выделится и привлечь к себе наше внимание. Многие из них даже помещаются в визитницу, хотя некоторым «экспонатам» там не место!.. Чего только не придумаешь, ради того, чтобы оставить неизгладимый след в памяти!
Помимо необходимой информации и эстетического наслаждения, подаренного нам дизайнерами, визитка может представлять собой более сложную по наполнению структуру и форму, иногда не имеющей никакой связи с привычным нам классическим 90 на 50.
Визитки- трансформеры:
"Здравствуйте, вот моя визитная карточка, съешьте ее!"
Важная составляющая бизнеса
Какие функции выполняет визитка?
• Представительскую
• Имиджевую
• Удостоверение личности
• Демонстрация возможностей ее владельца
• Неотъемлемый аксессуар делового общения
• Первое напоминание о вас клиенту, партнеру или другу
• Часть корпоративной рекламной кампании в рамках выставки, презентации, семинара
Основные виды визиток в настоящее время:
• деловая визитка
• личная визитка
• сайт-визитка
• электронная визитка
Стандартные форматы визиток:
• Аргентина, Финляндия, Польша, Румыния, Венгрия, СНГ: 90×50 мм
• ЕС: 85 × 55 мм, или формат, определённый в ISO 7810 ID-1, такой же как и у кредитных карт: 85,6 × 53,98 мм (3,370 × 2,125 дюйма по ISO)
• Австралия, Швеция, Норвегия, Дания: 55х90 мм
• США, Канада : 3½ x 2 дюйма (88,9 × 50,8 мм, иногда 89 × 51 мм)
• Япония: (формат яп. yongō) 91 × 55 мм (3,582 x 2,165 дюйма)
• Гонг Конг: 54х90 мм
• Формат, основанный на формате бумаги A8 (определён в ISO 216, 1/16 формата A4)
74 x 52 мм (2,913 x 2,047 дюйма)
• DIN C8 (1/16 формата C4)
81 x 57 мм
Немного истории
Еще 5 тысяч лет назад глиняные и кожаные бирки с именами и координатами использовали шумерские купцы и ремесленники. Первые деловые визитные карточки появились более 2500 лет назад в Древнем Китае. Специальным указом китайским чиновникам обязывалось иметь официальные красные бумажные визитные карты с минимумом информации: имя, фамилия и должность. Также были в обиходе индивидуальные экземпляры карт к конкретному случаю в которых указывалась имя лица наносящего визит и цель данного визита. Изготавливались они чаще всего на бамбуковых дощечках или шелковой ткани и позволить себе, одноразовые, требующие не дешевых услуг каллиграфа изделия, могли только избранные.
Франции мы обязаны происхождению слова визитка (фр. visit, от лат. visitare – посещать), одному из первых упоминаний о визитных карточках, относящемуся к временам правления короля Людовика XIV и зародившемуся сложному этикету. Изысканные украшения, фантастические орнаменты, витиеватые гравированные гербы – отличительная черта визиток того времени, бывших предметом роскоши, имеющих представительский характер и подчеркивающих статус владельца. В XVI-XVII веках гравированными визитками (визите-билетте) уже пользовались горожане Венеции и Флоренции, где в это время имелась великолепно развитая полиграфическая база.
С развитием печатного дела, конечно же первыми изготовителями печатных визитных карточек является Германия и первым известным в истории коллекционером визиток был Иоган Фольфганг Гёте (1749-1832).
Из личной коллекции Гете
Личные визитки Иогана Гете
Личная визитная карточка цесаря немецкого и короля прусского Вильгельма
С изобретением в 1798 году в Богемии Алоизием Зенефельдером, нового способа печати — литографии (от греч. lithos — камень и grapho — пишу, рисую) визитные карточки находят широкое применение среди среднего класса, становятся важным элементом социального этикета и приобретают современные функции, понятные нам как корпоративные визитки, делового или рекламного характера.
В России визитки появились при любительнице различных новшевств Екатерине II, куда пришли из Франции и почти не отличались от своих изощренных и помпезных европейских аналогов. В высшем свете было модно заказывать визитки у именитых художников.
В одном из походов итальянцы подарили А. В. Суворову набор визитных карточек, на которых была изображена сцена охоты с собаками на дикого вепря. Сцены охоты имели большую популярность среди мужских визиток того времени. Говорят Суворов, вручая кому-то визитную карточку, всегда шутил: "Вот так и я при дворе, кусаемый всеми".
Уже к ХIХ веку появляются минималистские тенденции – оформление визиток нередко состоит из одной только фамилии владельца, набранной изящным шрифтом.
Неотъемлемая часть этикета
В ХVIII-ХIХ веках существовали обязательные ритуалы использования визитных карточек при посещении гостей.
• При нанесении первого визита необходимо иметь карточку для каждого члена семьи
• Когда звонят в дверь, дежурный слуга всегда должен иметь наготове поднос для карт на ладони левой руки. Визитер должен оставить карту на подносе, слуга относит ее хозяину и он уже решает принимать ему гостя или нет.
• В приемном зале каждого дома должен стоять стол с подносом для карточек, на котором не должно быть мелких серебряных монет, обязательно лежать блокнот и карандаш
• Джентльмен должен носить визитки во внешнем нагрудном кармане пиджака, дама заранее кладет визитку в сумку, кармашек, блокнотик.
• Если ваша карта не получает признания, вы должны заключить, что по некоторым причинам хозяева не хотят продолжать знакомство
• Нельзя рассматривать и изучать чужие карты. Вы не имеете право проводить расследование относительно того, кто обращается к леди
• Барышня может иметь собственную карту после того, как провела в обществе не меньше года. Часто имена дочерей, представляемых в общество, печатали на одной карточке с именем матери.
• Американский джентльмен никогда не должен ложить свою визитную карточку в угол подноса , несмотря на временную моду. Некоторые европейские господа, наоборот, должны положить карточку в правом верхнем углу, чтобы указать, что они передали его самостоятельно.
• Положите карты в центре подноса, если вы хотите указать, что наносите визит нескольким или всем членам семьи
• Если вдруг гость не заставал хозяина дома, верхний левый уголок визитки просто загибали и оставляли швейцару или слуге. Карточку, уже загнутую, никогда не вкладывают в конверт
• Когда на каком-нибудь вечере кто-либо выразит вам желание снова видеть вас, вы должны на следующий послать этому лицу свою визитную карточку
"Тюльпанов оказался в просторной прихожей, с интересом огляделся по сторонам и в первый момент испытал разочарование: не было медвежьего чучела с серебряным подносом для визитных карточек, а что это за барская квартира без набивного медведя? Или к чиновнику для особых поручений с визитами не ходят?"
Б. Акунин. «Пиковый валет»
Нужны ли визитные карточки!?
Если вы считаете, что после появления мобильных телефонов, визитки не так актуальны, как раньше то будьте уверенны – вы ошибаетесь. Может случиться такая ситуация, когда вам необходимо встретиться с малознакомым знакомым человеком в неофициальной обстановке, например, нанести ему визит домой. Но, договариваться о встрече по телефону неудобно. В этом случае вам просто необходима визитка.
Особые пометки на визитных карточках
Существуют принятые во многих странах форма её использования: т.е. визитка пересылается, каким либо способом данному человеку домой. При этом в свободном углу визитной карточки пишутся определенные буквы (сокращения (начальные буквы французских слов) - которые употреблялись раньше, и употребляются теперь), чтобы сообщить о цели личного посещения официального характера, незнакомого человека на дому.
• pf - поздравления (с фр. pour féliciter), если приписать год, то поздравление к Новому году
• pr - выражение благодарности (с фр. pour remercier)
• pc - выражаем соболезнования в случае смерти делового партнера (с фр. pour condoléance)
• pf NA - с Новым годом (с фр. pour feliciter Nouvel An)
• ppc - прощание перед отпуском или когда человек, уезжая из страны, где он находился с визитом, не нашел возможности лично проститься с деловым партнером (с фр. pour prendre congé)
• pp - если вы желаете быть представленным кому-либо, необходимо послать свою визитную карточку вместе с карточкой другого лица, уже знакомого с тем, кому посылающий свою визитку, хочет представить (с фр. pour présenter)
• pfc - благодарность за приятное знакомство (с фр. pour faire connaissance)
"Очень практичны и удобны визитные карточки, имеющие на четырёх углах начальные буквы, различных случаев, могущих быть причиной посещения, напр. «П» — означает поздравления, «О» — отъезд и, следовательно, прощальный визит. «Ж» — желание осведомиться о состоянии здоровья, «В» — возвращение из продолжительной отлучки..."
С.-Петербург. 1889. «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон.
Сборник советов и наставлений»
В Советском Союзе визитки считались пережитком прошлого и предоставлялись по заявлению в органы управления с весомым обоснованием необходимости. Их имели только сотрудники обкомов, райкомов, дипломаты, космонавты, «выездные» и деятели культуры. С тех времен пришла манера писать фамилию впереди имени, когда в Европе делали наоборот.
После каждого налета Ленька Пантелеев имел обыкновение оставлять в прихожей ограбленной квартиры свою визитную карточку, изящно отпечатанную на меловом картоне, с лаконичной надписью: "Леонид Пантелеев - свободный художник-грабитель". На обороте этой карточки Ленька неизменно надписывал четким, конторским почерком (сам он был из телеграфистов): "Работникам уголовного розыска с дружеским приветом. Леонид".
Лев Шейнин. Ленька Пантелеев. Записки следователя. Советский писатель, М., 1968 г.
Вернулась визитная карточка во времена Перестройки с приходом демократии, вместе с появлением частной собственности и становится стилем новых деловых отношений.
Деловое общение. Бизнес-этикет
Согласно современному деловому этикету, вручать визитки принято в начале встречи правой рукой, лицевой стороной к собеседнику. При передаче карточки желательно отчетливо произнести свое имя и должность. Первым при встрече визитную карточку должен вручить человек ниже по должности, если должности равны — младший по возрасту. В случае должностного и возрастного равенства — первым вручает визитку тот, кто воспитаннее, мужчина женщине. На западе первым визитку должен вручить хозяин. В Японии, Китае, Корее визитки даются двумя руками. В арабских странах ни в коем случае нельзя давать визитку левой рукой, т.к. левая рука у мусульман считается нечистой. Считается вежливым сразу её прочесть. Дурным тоном считется игра визиткой в руках и нанесение пометок на только что полученную визитку при её владельце.
Кроме личной передачи из рук в руки визитки можно прислать вместе с приглашением на бизнес-ланч, вложить в подарок или букет цветов, оставить, если вы зашли в офис и не застали того, кому наносите визит. В этом случае можно загнуть левый верхний уголок визитки — показать, что вы оставили карточку лично.
Визитки, привозимые адресату лично, помечаются в соответствии традициями той страны, в которой вы находитесь. У нас принято загибать верхний правый угол или правую сторону визитной карточки по всей ширине. Не принято посылать визитку по почте, но ее смело могут передавать курьер или шофер, в этом случае она не загибается. На полученные таким способом визитки принято отвечать таким же способом в течении 24 часов. Не принято писать на визитке фамилию того, кому оставляется визитка и нельзя лично вручать визитку с благодарностью. Не узнать человека, с которыми вы обменялись визитными карточками — грубое нарушение правил этикета!
Допустимые исправления на визитке только если у вас поменялся телефон — просто зачеркните старый и напишите над ним новый номер, однако при изменении должности или других важных данных визитки необходимо полностью переиздать. Всегда имейте при себе запас визитных карточек. Визитки ни в коем случае не должны закончиться во время деловой встречи. В некоторых странах к этому отнесутся спокойно (Россия, Франция), но, например, в Японии отсутствие или недостаточное количество при себе визитных карточек воспринимается, как не уважение к себе.
И это всего лишь несколько из многих случаев, когда визитная карточка будет вам просто необходима.
Однажды кто-то начал отправлять визитки по почте - так родилась открытка.
Автор katana