Открытка. Открытая карточка

Праздничный потомок визитки

Итак, однажды кто-то начал отправлять визитки по почте — так родилась открытка, более точное, первоначальное значение — открытое письмо или открытая почтовая карточка. Точную дату этого события сейчас назвать трудно, однако знакомая нам открытка появилась не так-то и давно — около 200 лет назад.

открытое письмо

Если посмотреть в историю еще дальше, то прародительницей современной открытки была визитная карточка с различными пожеланиями, которую в Китае отправляли тем, кого не сумели увидеть в праздник. Существовала даже определенная система символов. Так, изображение летучей мыши означало пожелание счастья, картинка с оленем возвещала о служебных наградах, рыба символизировала прибыль и достаток, а дракон традиционно приносил богатство.

Одно из первых официальных упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году. "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "По почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом, они пересылаются открытыми для всякого".

Европейцы приписывают создание первого письменного поздравления герцогу Орлеанскому и связывают это послание с праздником святого Валентина. Такой экземпляр хранит Британский музей в Лондоне, и датирован он XV веком.

В 1795 году была выпущена первая серия рождественских открыток, сделанная по рисункам малоизвестного до той поры художника Добсона с популярной и сейчас сценой — семья вокруг елки. Через пять лет их уже продавали наряду с почтовой бумагой и эстампами.

Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!» (см. ниже). Именно она открыла путь типографскому производству открыток.

Открытка быстро приобретает популярность и уже во второй половине XIX века печатается во многих европейских странах, а количество их уже исчисляется миллионами.

Старая открытка

История почтовой открытки началась со статьи Э. Германа в Вене в 1869 году о том, что большинство писем не содержит никаких секретов и поэтому для их пересылки удобнее использовать простые бланки, которые бы выпускались почтовым ведомством за минимальную плату. Уже в октябре того же года в Австро-Венгрии вышла в обращение почтовая карточка, которая вскоре завоевала весь мир. Так начался открыточный бум, а официальная точка отсчета — 1874 год, когда она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне.

В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте — их продавали в качестве сувениров.

В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии и в страну попадали благодаря купцам, которые с удовольствием скупали цветные изображения и на них наносили надписи на русском языке. Очень часто такая картинка выполняла и рекламную функцию, то есть сопровождала какой-нибудь дорогой и изысканный товар, напоминая о его создателе.

Первая серия из 10-ти поздравительных открыток к Рождеству появились лишь в 1898 году. Их выпуском занималась Община св. Евгении — «Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны».

открытки общины  Св. Евгении

Cюжеты к ним создавали по рисункам известных петербургских художников: А. Бенуа, В. Васнецова, К. Маковского, И. Репина, К. Сомова и других. Эти открытки стоили дорого и приравнивались чуть ли не к произведениям искусства. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России.

 Кошевой атаман Серко И.Е.Репина и пехота А.Н.Бенуа

С другой стороны прообразом русских поздравительных открыток также можно считать популярные народные картинки — лубочные, возникшие в 40-х гг. XVIII в. Как правило, на праздничном лубке изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком — тугим мешочком с деньгами.

"Празднично нарядная, красочная печатная картинка, снабженная назидательным, а порой шутливым текстом, вошла в жизнь народа, стала принадлежностью его быта. Народная картинка продолжала существовать в России значительно дольше, чем в других европейских странах. И не имея себе подобных в Европе по многочисленности и разносторонности, она представляет особый интерес для исследователей и любителей искусства."

"Лубок" Советский художник. 1967

Дореволюционные русские открытки ничем не уступали зарубежным, а иногда и превосходили их. Для оформления поздравлений использовали самые неожиданные материалы: птичьи перья, засушенные цветы, бисер, бархат, шелк. Например, снег, изготовляли из борной кислоты, и он был почти как настоящий.

"Почтовая карточка как одно из орудий распространения знания, развития чувства изящного, любви к природе, ко всякому прекрасному" не забава, и труд, потраченный на украшение ее, в высшей степени важен и плодотворен. Она сослужит великую службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова. Художники, работающие для почтовой карточки, будут деятелями на почве народной".

"Искусство и художественная промышленность" 1899

«Золотой век» открытки в России продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего традицию обмениваться приветствиями посчитали буржуазным пережитком. Уже в годы Великой Отечественной войны новогодние поздравления возвратились, они поддерживали дух бойцов или служили для пропаганды.

Массовый выпуск советских новогодних открыток начался в 50-х годах. На них в основном изображались башни Кремля, счастливые мамы с детьми, потом к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. Довольно быстро был налажен выпуск широчайшего ассортимента открыток, и неважно, что качество печати и яркость красок выпускавшихся миллионными тиражами советских открыток уступали дореволюционным и заграничным, зато эти недостатки полностью компенсировались оригинальными сюжетами и высоким профессионализмом художников.

советская открытка

Настоящее возрождение открытки началось в 90-е годы прошлого столетия, опять начались появляться издательства, специализирующиеся на их производстве. Сейчас идет постепенный переход к открытками сделанным вручную: hand-made с применением декоративных и натуральных материалов: оригинальной бумаги, ткани, кожи, сухоцветов, минералов и др.

Открыточных дел мастера

Джон Хорсли Калкотт (John Calcott Horsley)

В 1843 году Джон Хорсли Калкотт по заказу сэра Генри Коула рисует первую Рождественскую открытку, на которой изображено счастливое и довольное семейство, пьющее вино за столом и празднующее Рождество, на которой написано: "С Рождеством и Новым годом Вас. A Merry Christmas and a Happy New Year to You"

John Calcott Horsley. Christmas Card.

Карточка подвергается жестокой критике за то, что "способствует нравственному растлению детей". Тем не мение обычай быстро становится популярным, а спустя 3 года, после того как английский парламент принимает "почтовый закон", позволяющий отправлять письма за копейки, и массовым. Из 1000 оригинальных Рождественских открыток напечатанных в то время, известно, что еще существуют 12, две из которых находятся в музейной коллекции Холмарка (Hallmark Historical Collection).

Луи Пранг (Louis Prang)

Известен как "отец американской рождественской открытки". Вот уже более 30 лет, американцы были вынуждены импортировать поздравительные открытки из Англии. В 1875 году Луи Пранг, немецкий иммигрант в США, открывает литографический цех и магазин с начальным бюджетом в $ 250 и издает первую в США линию Рождественских карт. Его первые творения в основном изображали животных и цветы, не имеющих отношения к Рождеству.

Christmas card. Louis Prang. Late 18th century.

К 1881 году, Пранг уже производит свыше 5 миллионов Рождественских открыток в год. Его Рождественские приветствия отличаются проработанными зимними пейзажами, наполнены разнообразными рождественскими атрибутами, живыми запоминающимися сценами, пушистыми праздничными елками, светящимися каминами, играющими игрушками детьми. Именно в 1885 году издатель Луи Пранг впервые напечатал открытку с изображением Санта-Клауса, причем первым — в красном колпаке, за что получает имя "отца американских рождественских открыток". Благодаря красоте и мастерству, с которыми выполнены все его карточки, они всегда являются украшением любой коллекции.

Christmas cards Louis Prang


Кейт Гринуэй (Kate Greenaway)

Знаменитая детская писательница и иллюстратор, пользующаяся огромной популярностью в Великобритании и Америке. Кейт рисовала, в основном, молодых девушек, детей, цветы, пейзажи бесхитростной простоты, свежести, юмора и чистоты. Ее ранними работами были календари и рождественские открытки, которые, отличались красивым и оригинальным дизайном, очаровательными рисунками, поэтому пользовались чрезвычайной модой. Многие из них были украшены бахромой, шелком и атласом, а некоторые из них даже имели сложную форму веера или полумесяца, другие были вырезаны в форме колокола, птиц, свечки и даже пудинга с изюмом.

Kate Greenaway

Некоторые открытки были головоломками, другие объемными, третьи складывались, как карты, а часть даже издавала различные звуки. Одна из открыток, сделанная по ее дизайну была продана более 25 000 копий в течение нескольких недель.

kate greenaway 1870

В 1955 году, Библиотечная ассоциация Великобритании учредила медаль Кейт Гринуэй. Она ежегодно присуждается в Англии современным художникам за выдающиеся книги в плане иллюстрации для детей и молодежи. Причем эта медаль считается самой высшей наградой, которую английский художник может получить.

Эстер Хоуленд (Esther Howland)

С 1850 года Эстер Хауленд, американская художница, является первопроходецем в промышленном изготовлении роскошных американских валентинок. Линия операций сборки, которая изначально находилась в ее доме, в итоге привела к процветающий бизнесу и кассовым сборам около $ 100000 в год. Она ушла на пенсию в 1881 году, продав свой процветающий бизнес компании Джорджа К. Уитни.
Esther Howland

Золотым веком художественных и сентиментальных валентинок стал период с 1840 по 1860 гг. Это связано с появлением в Англии новых технологий тиснения, а затем и перфорированной бумаги идеально подходящей для для изготовления нарядных и ажурных валентинок. Ранние бумажные кружева, разработанные в Англии, были полностью скопированы с "реальных" кружев ручной работы с помощью тиснения вручную, а потом и машинным способом. Эстер Хоуленд, создавая свои сложные воздушные шедевры, еще долгое время работала с кружевными заготовками, приобретенными в Англии. Ей приписывают некоторые нововведения в дизайне валентинки: размещение контрастной пластины под кружевной бумагой и изобретение окна в центре открытки.

Esther Howland

Сегодня ее открытки являются одними из самых востребованными у коллекционеров и продаются до $500 за экземпляр.

Чарльз Гудолл и сыновья. Charles Goodall & Sons

Charles Goodall & Son

Знаменитые английские производители игральных карт— к середине XIX века они являлись изготовителями 2/3 всех карт сделанных в Англии. С открытием нового завода в 1868 году они начинают производство дополнительных высококачественных канцелярских изделий, а также игры, игрушки, авторучки и даже туалетную бумагу. Новые прессы, приобретенные в 1879 году, добавляют в ассортимент производства широкий выбор разноцветных календарей, оригинальных рождественских и поздравительных открытк.

Charles Goodall & Sons

Марк Уорд и К °. Marcus Ward & Co

Знаменитые издатели и изготовители открыток ручной работы в Лондоне с середины 1860 до середины 1890-х годов. Они были самой успешной компанией в области цветной литографии и даже выиграли медаль в Великой выставки (Crystal Palace Exhibition), которая состоялась в Гайд-парке в Лондоне, с 1 мая по 15 октября 1851 года. С 1860 года Marcus Ward & Co запустили массовое производство календарей и поздравительных открыток.

Published by Marcus Ward & Co

Сначала они печатают карточки для других издателей, таких как Гудолл и Чарльз Беннетт, а к концу 1860-х годов начинают издавать поздравительные открытки под своим именем. Это предприятие оказалось весьма успешным, особенно с привлечением Томаса Крейна, как художественного руководителя и таких талантливых художников, таких как Кейт Гринуэй и Уолтер Крейн, как иллюстраторов. В первые годы изготовления открыток они отмечают их своей торговой маркой с оборота, а в последующие годы имя компании уже печатают с лицевой стороны своих поздравительных открыток.

Рафаэль Так и сыновья. Raphael Tuck & Sons

Trade mark RAPHAEL TUCK & Sons

Свой бизнес начинали в Лондоне в 1866 году с продажи картин и рамок. В 1871 году они издают свои первые Рождественские открытки, а в 1881 году регистрируют торговую марку, на которой изображены знакомые с мольберт и палитра. Вскоре, в 1893 году, компания была удостоена престижным Королевским орденом королевы Виктории.

Первая серия номерных открыток была напечатана в 1898 году и состояла из 12-ти литографических видов Лондона, под первым номером которых имел честь быть лондонский Тауэр. В конце XIX века компания становится крупным импортером, лидером среди издателей и занимается изготовлением и печатью Рождественских открыток, Валентинок, грампластинок, бумажных кукол, книг и календарей.

Paper postcard toys in the 1890's

Окончательные изменения в дизайне открыток произошли в первой половине 1902 года, когда адрес и сообщение было разрешено печатать на обратной стороне, оставляя максимальную площадь спереди для авторских художественных решений и фотографий.

RAPHAEL TUCK & Sons 1902

К сожалению, многие оригиналы открыток Рафаэля Така и сыновей были уничтожены в ходе бомбардировок Лондона во время Второй мировой войны. Ниже представлен из редких сохранившихся альбомов открыток из коллекции D.& D. Carter.

Raphael Tuck & Sons Postcard Album

В 1962 году Purnell & Sons Ltd приобрел акции Raphael Tuck & Sons Ltd.


Hallmark
(Joyce C. Hall)

hallmark logo

Крупнейший в мире производитель открыток, ведет свою историю с 1910 года, когда в Канзас-Сити приехал 18-летний Джойс Клайд Холл. Подросток бросил школу и полон решимости внести свой след в мир бизнеса, а его оборудование укладывается в коробку из-под обуви. Уже к 1915 году его мечты сбываются — он открывает собственный небольшой завод и начинает выпуск открыток, а к 1923 году, вместе с братьями и со своими 120 сотрудниками, переезжает в новый 6-этажный завод.

Джойс Холл первым придумал разноцветную бумагу для упаковки подарков и начал отправлять поздравительные открытки в праздничных конвертах. В 1925 году он стал создавать свой бренд — переименовал компанию с Hall Brothers на Hallmark и начинает помещать логотип на обратной стороне открыток. Остальное уже история.

Hallmark card

Джордж Буркхардт. George Burkhardt

В начале 40-х годов в США насчитывалось около 100 издателей открыток, с общей суммой оптовых продаж около $ 43 млн в год. В 1941 году небольшая группа издателей под руководством Джорджа Буркхардта создает организацию по изготовлению открыток ручной работы, предшественника сегодняшней торговой ассоциации издателей открыток Greeting Card Association. Это был ответ на призыв военного министерства США о сокращении использования бумаги для рождественских открыток на 25% (после 7 декабря 1941, нападение на Перл-Харбор), чтобы показать как "Поздравительные открытки в военное время" помогают укреплению морального и боевого духа солдат, сражающих за рубежом, оказывают помощь в поддержке связи со своими семьями. Миллионы поздравительных открыток были предоставлены Ассоциацией через Красный Крест для раненых военнослужащих.

 card given   out to American troops in Paris 1944

После Второй мировой войны, Ассоциация пересмотрела свои миссии, концентрируясь на почтовых делах и содействию использованию открыток. Сейчас GCA — торговая организация, ассоциация издателей открыток, которая представляет интересы изготовителей поздравительных открыток, подарочной упаковочной бумаги и канцелярских производителей. В ее составе состоят в основном производители из США, но и зарубежные издатели, если захотят, также могут стать ее членами.

Издатели и в других странах создали аналогичные ассоциации:

Gift Packaging and Greeting Card Association of Canada — Канадская ассоциация
Australian Greeting Card Association — Австралийская ассоциация поздравительных открыток
The Greeting Card Association — Великобритания
Union Professionnelle de la Carte Postale — Франция
AVG - Germany AVG - Германия
Association Suisse des Editeurs et Grossistes en Cartes — Швейцария
Veriniging Boleka — Нидерланды

Форматы открыток

Изначально был установлен единый международный размер открытки — 90x140 мм. В 1925 году ввели новый стандарт — 105x148 мм. Сейчас используется как этот, так и другие форматы. Самые маленькие открытки могут достигать размеров 40x60 мм, а самые большие – формата А2 в сфальцованном виде. Наиболее же популярным стал евроформат — 110x220 мм.

Какие бывают открытки

Сейчас можно встретить не только поздравительные, но и рекламные, деловые открытки, пропагандистские, а также электронные открытки, так называемые е-карты.

Автор katana