Словарь
АББРЕВИАТУРА (ит. abbreviatura — сокращение; лат. abbrevio — сокращаю) — сокращенное написание слова, словосочетания или группы слов, результат аббревиации. Обычно аббревиатура составляется из одной или нескольких первых букв каждого слова. Бывает инициальная, сокращенннная и смешанная. В музыке — нотные знаки, используемые для сокращения нотной записи.
АБЗАЦ (нем. absatz, от глаг. absetzen — отодвигать) красная строка, отступ вправо в начале строки. Также отрезок текста , представляющая собой смысловое единство (сложное синтаксическое целое), который может быть оформлен не только отступом, но и пробельной строкой, выделением первой буквы, новострочием без отступа, втяжкой всех строк кроме первой (см. ниже), и др. Рекомендуется размер отступа, равный расстоянию между строками, но не менее кегля.
АБЗАЦНАЯ ВТЯЖКА / ОБРАТНЫЙ / ОБЕРНУТЫЙ АБЗАЦНЫЙ ОТСТУП втяжка в абзаце всех строк, кроме полноформатной первой строки, на 1—2 кегельных. Обычно рекомендуется размер отступа, равный расстоянию между строками, но не менее кегля.
АБРАЗИВНОСТЬ БУМАГИ / КАРТОНА / Аbrasion of paper способность поверхности бумаги/картона изнашивать/разрушать контактирующие с ней поверхности другого тела, например печатной формы при печати.
АБРЕЖЕ / ЭКСТЕНЗО / КОМПЕНДИУМ (фр. abrege - краткое изложение, от кельт. а — от, и breg — резать ) — краткое содержание, перечень основных тем или внутренних заголовков главы (другого подраздела), помещенный перед ее текстом после заголовка. Сокращение сочинения. Другие, устаревшие названия ЭКСТЕНЗО и КОМПЕНДИУМ.
АБРИС (нем. abriss — чертеж, очерк) контурное, лаконичное изображение, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Абрисные линии — в полиграфии прошлого времени тонкие контурные линии, нанесенные на прозрачный материал — кальку, плюр, желатиновый лист — или на поверхность печ. формы офсетной или литогр. печати, определяющие границы красок (иногда и их тонов) многокрасочного изображения. В полиграфии — контурная линия, указывающая границы отдельных красок или оттенков в цветном изображении.
АБСОРБЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ БУМАГИ / КАРТОНА / Аabsorbency способность бумаги или картона поглощать или удерживать жидкость, с которой они находятся в контакте. В полиграфии сорбционные свойства бумаги — впитывающая способность растворителей печатных красок. Зависит от ее состава и структуры, от количества и размеров пор и волокон на ее поверхности, определяет выбор печатных красок, скорость и прочность их закрепления на оттиске. Например, газетная бумага должна хорошо впитывать краску — газетная краска закрепляется главным образом путем впитывания, а типографская бумага для многокрасочной печати должна обладать очень слабой впитывающей способностью.
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО / АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. abstractio – удаление, отвлечение) — беспредметное искусство, стиль, при котором на картине изображаются не реальные, легко унаваемые предметы, а определённые гармоничные цветовые сочетания узоров из геометрических форм, цветовых пятен, линий, в результате которых у созерцателя возникают различные ассоциации.
АВАНГАРДИЗМ (от фр. avant — передовой, garde — отряд) — понятие, определяющее экспериментальные, модернистские, необычные (не всегда понятные, красивые и гармоничные) начинания в искусстве.
АВАНТИТУЛ / ФОРТИТУЛ / ВЫХОДНОЙ ЛИСТ (от фр. avant — перед и лат. titulus — надпись, заглавие), первая страница двойного титульного листа, который состоит из четырех страниц, позволяющая разгрузить основной титульный лист или начальная страница книги, предшествующая титульному листу. На авантитуле помещают название издательства, его марку, наименование серии, заглавие книги или иные сведения. Другое название авантитула – ФОРТИТУЛ.
АВТОГРАФ (от гр. autos — сам и grapho — пишу) собственноручная подпись автора или рукописный текст, написанный автором.
АВТОГРАФИЯ (от гр. autos — сам и grapho — пишу, рисую) ручной способ изготовления литографической печатной формы. Сводится к тому, что художник выполняет изображение литографической тушью или литографическим карандашом на специальной бумаге (плюре, корнпапире), затем изображение перетискивается на поверхность литогр. камня, который становится печ. формой.
АВТОКОРРЕКТУРА— программная автоматическая корректура на стадии компьютерного набора текста до вывода пополосного оригинала на бумагу, пленку, фотопленку, формную пластину или до его подачи в цифровую печатную машину.
АВТОЛИТОГРАФИЯ (от гр. autos — сам, lithos — камень и grapho — пишу, рисую) — способ плоской печати. Литография, в которой печатную форму на литографском камне, цинковой или алюминиевой пластине изготовляет сам художник, в отличие от репродукционной литографии, в которой печ. форму с оригинала художника изготовляют полиграфисты. Так же называется и оттиск с литографской печатной формы, изготовленной художником. См. также ЛИТОГРАФИЯ.
АВТОР (от лат. auctor — порождать, увеличивать) физическое лицо — творческий создатель, сочинитель или разработчик конкретного произведения. АВТОРСКИЕ ПРАВА (см. ниже) на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежат соавторам совместно и регулируются законам "Об авторском праве и смежных правах".
АВТОРСКАЯ ПЕЧАТНАЯ ФОРМА — лично созданная художником печатная форма (эстамп, офорт, линогравюра и др.), которая используется для печати художественных авторских работ.
АВТОРСКОЕ ПРАВО - раздел гражданского права. Установленные законом правила, определяющие права автора произведения науки, литературы или искусства, его правопреемников; основания возникновения и порядок осуществления этих прав. Субъектом авторского права является автор - лицо, творческим трудом которого произведение создано. Авторское право действует с момента создания произведения в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
АВТОРСКИЙ ЛИСТ — единица измерения объема литературного произведения, равен 40 тыс. печатных знаков включая пробелы, или 700 строкам стихотворного материала, или 3 тыс. см. кв. отпечатанного графического материала. Исходя из объема текста в авторских листах, издатель будет рассчитывать параметры книги и стоимость ее производства.
АВТОРСКИЙ ОРИГИНАЛ — оригинал произведения, подготовленній автором (коллективом авторов) в издательство для подготовки его к изданию и выпуску в свет. Служит основой для изготовления издательского оригинала.
АВТОРСКИЙ ДОГОВОР — соглашение между автором (соавторами) и пользователем, в соответствии с которым автор передает пользователю свои имущественные права на использование произведения. За что, обычно, пользователь выплачивает автору авторское вознаграждение - гонорар.
АВТОТИПИЯ (от гр. autos — сам и typos — отпечаток) способ воспроизведения полутоновых оригиналов путем преобразования полутонового изображения в микроштриховое при помощи полиграфических растров или специальных компьютерных программ и использования способа автотипного синтеза цвета, применяемого в полиграфии при воспроизведении цветных полутоновых оригиналов. А также клише, полученное таким способом и оттиск клише. См. также ДЮПЛЕКС
АВТОШТРИХ (от гр. autos сам и нем. strich — черта, линия) — метод исполнения штриховых изображений, имитирующих автотипию. Разработан И. Ф. Бельчиковым и Г. А. Петровым. Выполненные этим методом оригиналы, репродуцируются способом высокой печати — штриховыми клише. См. также АВТОТИПИЯ, ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ, КЛИШЕ
АГАТ / Agate / Ruby — шрифт кегля 5,5 пунктов.
АГРАФ (от фр. agrafe — застёжка, крючок) застежка в виде пряжки или крючка в старинных книжных переплетах.
АДГЕЗИЯ (от лат. adhaesio — прилипание) — сцепление, слипание поверхностей твёрдых тел и жидких веществ при их контакте. В полиграфии большое значение имеет адгезия печатной краски к печатной форме и к бумаге, к свежему слою краски на многокрасочном оттиске при многокрасочной печати и пр.
АДДИТИВНАЯ ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ / RGB (от add - добавлять, складывать) — Red, Green, Blue (красный, зеленый, синий) цветовая модель, образуется путем сложения основных цветов разных каналов. Отсутствие цветов дает черный цвет, присутствие цветов дает белый цвет. Широко применяется в технике. См. также СУБСТРАКТИВНАЯ ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ.
АДДИТИВНЫЙ СИНТЕЗ ЦВЕТА — воспроизведение цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зеленого и синего — R, G, В). Используется в мониторах издательских систем при создании цветных изображений на экране, цветное изображение на котором основано на цветовом пространстве RGB и получается из красных, зеленых и синих точек, а также при автотипном синтезе цвета в полиграфии.
АИДА / AIDА (акроним AIDА — Attention-Interest-Desire-Action от англ. слов: внимание, интерес, желание, действие) — одна из самых распространенных моделей рекламного обращения. Четыре шага гарантирующие, что ваша аудитория купит ваш продукт или, например, посетит веб-узел. См. также АКРОНИМ.
АЙДЕНТИКА / ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / КОРПОРАТИВНЫЙ СТИЛЬ /Corporate ID / Brand ID / Identity / ID (от англ. identity — идентификация) система фирменной идентификации. Визуализованное и/или материализованное отражение сущности бренда, стратегии его позиционирования. Грамотно разработанная айдентика является одним из наиболее эффектных средств конкурентной борьбы. Визуальная айдентика, фирменный стиль, элементы (носители) фирменного стиля, бренд-бук (brandbook), паспорт стандартов (guideline), кат-гайд (cut guide).
АКАНТ / АКНАФ (фр. acanthe, от лат. acanthus, от греч. akantha — терновник, колючее растение, от ake — игла, anthos — цветок) — стилизованный или почти реальный орнамент на основе формы сложно фигурных листьев аканта. Одна из разновидностей этого растения с более закругленными и мягкими листьями называется "медвежья лапа". Акант колючий — греко-римский знак триумфа и преодоления жизненных испытаний, символом которых являются длинные мощные шипы этого растения. Считалось, что акант вырастает на могилах героев. См. также ОРНАМЕНТ.
АКРИЛ — прозрачный или полупрозрачный полимерный материал, часто применяемый в наружной рекламе, стандартно в передней части конструкции боксов с подсветкой. Изображение или наносится непосредственно на акрил, или выполнено с помощью или напечатано на самоклеящихся метериалах, либо под него вставляется реклама, напечатанная на бумаге. См. также АКРИЛАЙТ, НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА
АКРИЛАЙТ / Аkrilight (от англ. akril — акрил, оргстекло и light — свет) — тонкая световая панель из прозрачного акрила с выгравированным изображением, которое при торцевой подсветке создает эффект свечения рисунка по контуру. См. также АКРИЛ
АККЛИМАТИЗАЦИЯ БУМАГИ / КАРТОНА — приведение в равновесие влагосодержания печатной бумаги с влажностью окружающего воздуха. Обычно бумагу выдерживают не менее суток в печатном цехе или в специальных помещениях в подвешенном состоянии или в небольших стопах.
АККЛИМАТИЗАЦИЯ ПЕЧАТНОЙ КРАСКИ Акклиматизация печатной краски — приведение в равновесие температуры печатной краски с температурой окружающего воздуха для обеспечения правильного проведения печатного процесса.
АКРОНИМ / Acronym (от греч. akros — высший, крайний и имя) — один из типов аббревиатуры, образованная из начальных букв слов, или словосочетаний, произносимая как единое слово (следует отличать от инициальных аббревиатур, где слово произносится побуквенно). Например, laser/лазер — Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation, т.е. усиление света путем стимулированного излучения; radar/радар — Radio Detecting and Ranging — радиообнаружение расположения. См. также АББРЕВИАТУРА.
АКРОНИМНАЯ ФОРМА ЗАГЛАВИЯ — иное заглавие издания в виде инициальной аббревиатуры. Например, "Жизнь замечательных людей" — "ЖЗЛ". См. также АКРОНИМ
АКВАТИПИЯ (от лат. aqua — вода и typos — отпечаток) — печатание изображений, например, способом высокой печати, водной обезжиренной печатной краской. Оттиски напоминают акварель.
АКВАТИНТА (от итал acquatinta, от acquaforte — офорт и tinto — окрашенный, тонированный) разновидность офорта, вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. При этом на печатной форме получают ровные плоскости различной силы тона.
АКВАРЕЛЬ / ЭФФЕКТ АКВАРЕЛИ (от фр. aquarelle — водянистая; итал. acquarello, от лат. aqua — вода) краски, изготовленные из цветного пигмента на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы, сделанные такими красками. В компьютерной графике есть специальные программы или плагины к программам, имитирующие эффект акварели.
АКРИЛ / Аcryl — полимер, применяемый в производстве рекламных материалов. Акрил легко подвергается фрезеровке, лазерной резке, сгибу по линиям. Может быть прозрачным и цветным.
АКЦИДЕНЦИЯ / АКЦИДЕНТНАЯ ПЕЧАТЬ / АКЦИДЕНТНЫЙ НАБОР (от лат. accidentia — случай, случайность) — листовая печатная продукция небольшого тиража (бланки, объявления, афиши, грамоты, обложки и пр.), в дизайне которых используются разнообразные декоративно-оформительские элементы или заказ на небольшую полиграфическую работу.
АКЦИДЕНТНЫЕ ШРИФТЫ / Display type — декоративные шрифты, предназначенные для использования в заголовках или для выделения небольшой части текста. Часто состоят из одних прописных букв и не годятся для набора основного текста. По дизайну не ограничены ничем.
АКЦЕНТ / АКЦЕНТЫ (от лат. accentus — ударение) диакритические дополнительные знаки в алфавитах некоторых языков, употребляемые над или под буквами, указывающие на передачу буквой иного звучания. См. БРЕВЕ, ДИАКРИТИКА, АКЦЕНТУАЦИЯ.
АКЦЕНТУАЦИЯ (от лат. accentus — ударение) — обозначение ударения в письме или выделение в тексте ударных гласных диакритическими знаками — акцентами. См. также АКЦЕНТ
АКЦИЗНАЯ МАРКА / АКЦИЗНАЯ БАНДЕРОЛЬ предохранительная и/или фискальная не почтовая марка для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров, служащая гарантией качества и неподдельности товара. См. также ЗАЩИТНАЯ МАРКА, ГОЛОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАЩИТНАЯ МАРКА
АКЬЮТ / АКУТ (лат. acutus — имеющий острое ударение) диакритический знак в виде ударения, который указывает на произносительное или логическое ударение (усиление).
АЛИАСИНГ / Аliasing искажения контура масштабируемых изображений, в том числе шрифтов, при воспроизведении их на экране низкого разрешения. В этих случаях изображения растрируются, то есть разбиваются на мелкие элементы (пикселы, или растровые точки), причем теоретический контур на выводе не совпадает с растровым из-за относительно больших размеров растровых точек. В результате погрешности в воспроизведении контура усиливаются, образуя зубчатый край, слипания деталей и другие нежелательные эффекты. Анти-алиасинг — сглаживание.
Другое значение — АЛИАС, алиасинг сайта — т.н. ЗЕРКАЛО сайта (альтернативный адрес), тот же самый ресурс, доступный по другому доменному имени.
АЛЛЕГОРИЯ (нем. allegorie, от др. греч. allegoria — иносказание, греч. allos — другой, иной, agoreyo — говорю) изображение в искусстве и рекламе отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы. Обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами или действиями. Например, женщина с завязанными глазами и с весами в руке — аллегория правосудия.
АЛЛИГАТ (от лат. alligo — привязываю) — книга с двойным входом или книга-перевертыш.
АЛЬБОМ (от фр. album) собрание репродукций, фотографий, чертежей и т.п., изданных в виде книги, часто с пояснительным текстом.
АЛЬБОМНЫЙ СПУСК — спуск полос, при котором полосы размещаются короткой стороной к корешку (высота меньше ширины).
АЛЬБОМНЫЙ ФОРМАТ — формат у которого ширина больше высоты.
АЛЬГРАФИЯ (от лат. аluminium и греч. grapho — пишу, черчу, рисую) способ плоской печати с алюминевой печатной формы, разновидность литографии. См. также ЛИТОГРАФИЯ.
АЛЬМАНАХ (от ар. аль-манак — календарь) непериодическое издание, разновидность коллективного сборника, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку (тема, время написания и т.д.)
АЛЬБЕДО — характеристика способности поверхности (бумаги — в частном случае) отражать падающий на нее свет.
АЛЬДИНЫ — общее название старинных книг, издания венецианских типографов XV-XVI вв. Альда Мануция, его сына Паоло и внука Альда-младшего. Также к ним относят издания тестя Альда Мануция — Андреа Торрезанского, руководившего типографией после смерти Мануция и до совершеннолетия его сына. Для альдин характерны небольшой формат (ин-октаво, ин-фолио), издательский переплет, издательская марка. В альдинах впервые был применен курсив. См. также ин-октаво, ин-фолио.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЗАГЛАВИЕ — вторая часть основного заглавия, cоединенная с первой союзом "или".
АЛЬФА-КАНАЛ / Alpha channel — дополнительный цветовой канал в растровых изображениях, который используется, в основном, для задания в изображении масок.
АЛФАВИТ (от гр. alphabetos — от первых букв греческого алфавита) упорядоченная особым образом система графических знаков, изображающих отдельные звуковые элементы языка. Алфавитом называется и сам порядок букв, установленный для данного языка.
АМБАЛАЖ (от фр. emballage — упаковка) - плотная бумага, в которую упаковывают рулоны или пачки типографской бумаги.
АМБИГРАММА / ЛИСТОВЕРТЕНЬ / ПЕРЕВЕРТЫШ (от лат. ambi — «двойной», и греч. gramma — «буква») — каллиграфический узор, графические перевертыши, позволяющие совместить два различных прочтения из одного и того же набора линий.
АМПЕРСАНД (иногда — амперсенд; от ampersand) Специальный символ (&), обозначающий союз «и» («and»). Название произошло от выражения «and per se and» (т.е. «союз и как таковой»). Представляет собой видоизмененную лигатуру Et, что по-латыни означает «и». Один из первых случаев применения — в римской рукописи, датированной 75 г. Формы амперсандов чрезвычайно разнообразны.
АНАГЛИФИЯ / АНАГЛИФИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ (от гр. anaglyphos — рельефный) способ воспроизведения псевдообъемных изображений на плоскости полиграфическими средствами. Печать в две краски плоских графических изображений, сфотографированных с двух точек. Оба изображения печатают на одном листе, каждое своей краской (синей и красной) и с линейным смещением относительно друг друга. Рассматривают полученный двухкрасочный оттиск через цветные очки (для каждого глаза свой цвет). Суммарное изображение на оттиске воспринимается рельефным и объемным коричнево-черным на светлом фоне.
АНГЛИЙСКАЯ СТРОКА способ группировки строк, при которой каждая последующая строка смещается в одну сторону по отношению к предыдущей, как правило, вправо.
АНИМАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ (от лат. anima – душа, ветер, animation — оживление, одушевление) технология мультимедиа. Динамическое изменение и воспроизведение в определенной последовательности картинок или текста, создающее впечатление непрерывно движущегося изображения. Частота смены кадров за секунду экранного времени составляет: 10-16 — для компьютерной анимации, 24 — для кинематографа и др. Самые распространенные виды: 3D, Flash, ImageReady и др.
АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio — замечание) rраткая характеристика документа, произведения или издания, раскрывающая/поясняющая его назначение, содержание, форму и др. особенности. Важным элементом справочного аппарата издания является прикнижная аннотация, содержащая предварительные сведения о содержании книги.
АНАЛОГОВАЯ ЦВЕТОПРОБА — цветопроба, изготовленная с цветоделенных растрированных фотоформ, как правило, для способа офсетной и высокой печати, применяемых в процессе печати. Получила свое название из-за непрерывного изменения площади растровых элементов, в т.ч. и при переходе цветов к полутонам. Цветопроба названа «аналоговой» в связи с непрерывным изменением площади растровых элементов при переходе, к примеру, от светов к полутонам. Аналоговая цветопроба является менее точной, но и более надежной и устойчивой, нежели цифровая. См. также ЦИФРОВАЯ ЦВЕТОПРОБА, ЦВЕТОПРОБА.
АНГЛИЙСКАЯ СТРОКА — вид группировки строк, при которой последующие строки смещается в одну сторону по отношению к предыдущей, обычно, вправо.
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА — типометрическая система, разработаная в 1878 г. году Нельсоном Хоуксом, которая применяется в Америке и Великобритании. Кроме величины пункта (1 пункт равен 0,352 мм), отличается от системы Дидо использованием пики для измерения элементов полосы набора. См. также ДИДО СИСТЕМА
АНОПИСТОГРАФИЧЕСКАЯ КНИГА — (от греч. an — частица отрицания и opisthographos — исписанный на обороте) книга, текст и иллюстрации в которой расположены только на одной стороне листа.
АНТЕМИОН (от греч., anthos — цветок) — плоский ленточный орнамент в виде цветов лотоса и пальметт. См. также ОРНАМЕНТ, ПАЛЬМЕТТА
АНТИКВА / Serif (латин. antiqua — древняя) класс округлых изящных типографских шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе. Антиква появилась в конце XV в. в Италии.
Подтипы шрифтов с засечками:
- Гуманистическая антиква (Old Style, humanist) — часть символа, расположенная под наклоном, делается тонкой — Garamond, Adobe Jenson, Centaur, Goudy Old Style.
- Переходная антиква (Transitional serifs) — разница между толстыми и тонкими частями букв более заметна, чем у старой антиквы — Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia, Bookman.
- Антиква нового стиля (Modern serifs) — большой контраст между толстыми и тонкими частями — букв Didot, Bodoni, Didona
- Брусковая антиква (Slab serifs) — одинаковая толщина всех линий и крупные прямоугольные засечки (или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам) — Courier, Xenia Western. См. БРУСКОВЫЙ ШРИФТ.
См. также РУБЛЕНЫЕ ШРИФТЫ.
АПОСТРОФ (от фр. apostrophe от др.-греч. ἀπόστροφος — обращенный в сторону или назад) орфографический надстрочный разделительный знак в виде запятой, употребляющийся для обозначения пропуска гласного.
АПЕКС (от лат. apex — вершина) — верхнее соединение буквы треугольной формы, включая засечку. Диакритический знак, использовавшийся в латинском языке для обозначения долготы гласного.
АППАРАТ ИЗДАНИЯ — дополняющие основной текст издания, справочно-вспомогательные материалы, помогающие читателю пользование книгой: оглавление/содержание, предисловие, вступительная статья, послесловие, примечания, комментарии, библиографические ссылки и др.
АПРОШИ / АПРОШ / АППРОШ / Letterspace / Interletter space — (от фр. approche — приближение) междусловный пробел, расстояние между соседними словами при наборе в типографской вёрстке, межбуквенные пробелы между двумя соседними буквами/знаками шрифта. Процесс изменения пробелов в парах символов называют КЕРНИНГОМ (см. ниже). Процесс пропорционального изменения межбуквенных и междусловных интервалов в куске текста называют ТРЕКИНГОМ (см. ниже). В полиграфии положительный трекинг называется РАЗРЯДКОЙ (см. ниже)
АРАБЕСКИ (фр. arabesque от итал. arabesco — арабский) вид орнамента, сложные узоры причудливых форм и сочетаний, стилизованных геометрических фигур, растительных мотивов, фантастических животных и цветов (иногда и надписей, чаще всего арабской вязи, см. ниже), возникший в подражание арабскому стилю. Хотя эти орнаменты и называют арабесками - они применялись задолго до арабов. Особое распространение получили в эпоху Возрождения, но и в наше время остаются актуальными элементами дизайна или мотивами для разнообразных украшений. См. также ОРНАМЕНТ, ГРОТЕСКИ, ИСЛАМСКИЙ ОРНАМЕНТ, ГИРИХ, ИСЛИМИ.
АРАБСКАЯ ВЯЗЬ арабское письмо, отличается от латиницы и кириллицы тем, что большинство буквосочетаний пишется слитно (вязь), что ускоряет письмо, усложняет чтение и дает большие возможности для художественной каллиграфии. См. также ВЯЗЬ.
АРМИРОВАННАЯ БУМАГА / КАРТОН — упрочненные в процессе изготовления тканью или нитями бумага или картон. См. также БУМАГА, КАРТОН
АРТ / ИСКУССТВО (от англ. art – искусство, искусство - от др. рус. искусы творити) - творческий процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.
АСТЕРИСК (от гр. asteriskos — * звездочка) надстрочный, употребляемый в письме знак в виде звездочки. При помощи астериска обозначают сноску или примечание/выноску. http://www.mobimag.ru/Articles/3911/Progulki_po_klaviature.htm
АССИМЕТРИЧНАЯ ГРУППИРОВКА СТРОК — свободное расположение строк, не привязанное к центральной или нескольким вертикальным осям.
АССЮРЕ / Cheque line (от фр. assurer — страховать) типографская линейка состоящая из 5-6 параллельных тонких горизонтальных прямых или волнистых линий. Применяется для набора бланков и т. п. печатной продукции, где требуется подпись клиента. Подпись, выполненную поверх ассюре, трудно подделать.
АТЛАС — собрание карт, часто с пояснительным текстом. Также атлас это название специальных альбомов с наглядными изображениями. В XVI в. знаменитый картограф Г. Меркатор, издав альбом географических карт, украсил его переплет фигурой титана Атласа с огромной сферой на плечах. По этой фигуре все такие альбомы стали называть атласами.
АТЛАС ЦВЕТОВ / Color Atlas — колориметрический атлас, цветовой каталог, "Библия" цвета, цветовые карты — систематизированный комплект/набор разнообразных образцов - цветных эталонов. Предназначен для определения (спецификации, анализа) оттенков цвета предметов посредством визуального сравнения их цвета с эталонными из атласа в условиях одинакового освещения. Оценка цвета и оттенка предмета сводится к подбору в атласе близкого к нему образца. Атлас цветов используется при цветовой коррекции и при выборе цвета для фона (пятая краска) при подготовке издания к печати, выпускаются различного типа. АТЛАС ЦВЕТОВ ВИЛЛАЛОБОСА (7279 полутоновых образцов цвета), АТЛАС ЦВЕТОВ МАНСЕЛЛА (1325 образцов цвета на матовой бумаге и и 1600 образцов цвета на глянцевой бумаге), СИСТЕМА СМЕШЕНИЯ КРАСОК "PANTONE" — атлас цветов в виде веера 44 образца базовых цветов, 22 тоновых ряда, АТЛАС ЦВЕТОВ ICI (1379 образцов цвета и 19 серых фильтров (27 580 возможных цветов), атлас цветов восьми-красочной системы смешения "РАДУГА" и др. См. также ПАЛИТРА RAL.
АФИША (фр. affiche - афиша, объявление, плакат, от afficher - вывешивать (объявление), афишировать) - рекламное одностороннее листовое издание, обычно крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии (спектакле, фильмах, выставках и т.д), предназначенное для расклейки. См. БУМАГА АФИШНАЯ.
АУТДОР / НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА (англ. outdoor – вне стен, снаружи) в полиграфии данный термин используется как обозначение типа использования изделия – на улице, на воздухе, вне помещений. Часто называют просто — НАРУЖКА.
Для наружной рекламы существует несколько наиболее важных требований:
* Часто попадаться на глаза.
* Привлекать к себе внимание.
* Быть краткой.
* Быть без труда читаемой на ходу.
* Быть понятной.
АХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — все градации серого цвета — от белого до глубокого черного.
АЭРОГРАФ / Airbrush — небольшой распылитель, который наносит цвет с помощью сжатого воздуха. Этод метод предоставляет возможность создания плавных, трудно различимых изменений тона, аналогичных непрерывным тонам фотографических изображений.
АЭРОЗОЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ — одна из разновидностей бесконтактного метода печати без использования печатной формы с электростатическим принципом формирования изображения непосредственно в самом процессе печатания и возможностью воспроизведения всего издания в непрерывном режиме. Этот вид печати не предусматривает применения печатной формы. Печатают непосредственно с оригиналов, представляющих собой микрофильмы или изображения на непрозрачной основе. Печатающее устройство включает четыре основных узла: проектор изображения, стеклянный экран, несущий на себе с одной стороны тонкое покрытие фотополупроводника, которое позволяет преобразовать световую энергию в электрическую; аэрозольную красочную установку, включающую распылитель красочных частиц и зарядное электростатическое сеточное устройство, а также узел транспортировки бумаги. Практического применения в полиграфии этот вид печати пока не получил.